О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2002-2003 учебном году

В связи с поступающими запросами об особенностях преподавания физики в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2002 - 2003 учебном году направляем методические рекомендации "О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2002 - 2003 учебном году", разработанные главным методистом отдела естественно-математического
образования Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Мошейко Л. П.


Заместитель министра образования А.М.Король


Л. П. Мошейко, главный методист отдела естественно-математического образования ХК ИППК ПК


Концепция модернизации Российского образования ориентирует педагогов на отказ от ориентации учащихся на долговременное усвоение тех знаний и умений, которые являются лишь базой для обобщений более высокого уровня, поэтому, согласно концентрическому построению учебной программы по физике в основной школе изучаются ведущие закономерности, понятия, факты на элементарном уровне, а в средней школе к их изучению возвращаются ещё раз, но на более высоком уровне по мере развития учащихся.

Два года назад в Хабаровском крае был начат переход на концентрическую структуру обучения физике в основной школе. В зависимости от выбора образовательного учреждения преподавание физики велось по программам и учебникам авторов С. В. Громова, Н. А. Родиной или Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина.

Изучение физики в основной школе по программе авторов С. В. Громова, Н. А. Ро-диной представляет собой облегчённый вариант и может быть рекомендовано для уча-щихся, не связывающих свои дальнейшие интересы после обучения в основной школе с физикой, т. к. математический аппарат не выходит за рамки элементарной математики в соответствующих классах, векторная символика и аппарат векторной алгебры не используются.

Основная масса учителей края ведёт преподавание физики в основной школе по программе Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкина. Она содержит весь необходимый теоретический материал для изучения курса физики в общеобразовательном учреждениях. Отличается простотой и доступностью изложения. К этой программе и соответствующим учебникам издательством "Дрофа" выпущены пособия для учителя с разработкой элементов урока и подробными методическими рекомендациями, соответствующие его целям и задачам.

Обращаем внимание педагогов на то, что в 2002/2003 учебном году учащиеся 9класса нашего края должны завершить обучение физике по тем концентрическим про-граммам и учебникам, которые были использованы в 7 - 8 классах. В школах края имеются учебники авторов С. В. Громова, Н. А. Родиной. В текущем году издательством "Дрофа" уже выпущены и поступили в общеобразовательныезаведения учебники авторов Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин "Физика - 9".

Переход на концентрическую систему обучения в 9 классе тех школьников, которые обучались по линейным учебникам для 7-8 классов авторов А.В. Перышкин, Н.А. Родина, возможен при использовании учебника для 9 класса авторов Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин.

Кроме этих программ и учебников в основной школе используются концентрические программы и учебник автора А. Е. Гуревич и программа и учебник интегрированного курса "Физика и астрономия" авторов Ю. И. Дика, А.А. Пинского.

Программа и учебник автора А. Е. Гуревич являются продолжением интегрированного курса естествознания "Физика. Химия. 5 - 6 класс". В 5 и 6 классе дети знакомятся с феноменологическим описанием явлений, осваивают процесс измерения физических величин, устанавливают закономерности небольших фрагментов природы. Центр тяжести в обучении переносится на усвоение фундаментальных способов познания. В учебнике 7 - 9 классов нет сколько-нибудь сложных расчётных задач, умение, решать которые необходимо для поступления в технический вуз. Однако изучение физики в нём не упрощено.

Глубокому усвоению материала способствует выполнение учащимися экспериментальных заданий, работа над качественными задачами и вопросами, многие из которых носят исследовательский характер. По окончании изучения данного курса школьники получат представления о многих очень важных законах физики, смогут ориентироваться в природных явлениях, обращаться со многими техническими устройствами, усвоят то, что нужно любому современному человеку, где бы он дальше ни продолжал учёбу.

Интегрированный курс "Физика и астрономия" авторов Ю. И. Дика, А. А. Пинского является базовым курсом, призванным не только обеспечить учащимся систему
фундаментальных знаний физической науки и её применений, но и сформировать у них основы естественнонаучной картины мира, показав место в ней человека. Этот курс охватывает материал всех основных разделов курса физики. В него органически вошли основы астрономии, что позволит удовлетворить интерес учащихся этого возраста к космическим проблемам, и проблемы экологии, отношения человека с природой и техникой. Учебник наряду с обязательным минимумом содержит сведения, адресованные учащимся, интересующимися физикой и желающими расширить круг своих знаний и умений. Новым подходам в понимании дифференциации деятельности школьников соответствует тенденция введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. В зависимости от выбранного профиля общеобразовательного учреждения преподавание физики может вестись на уровне"А", "В" или "С". Преимущественной целью изучения физики на уровне "А"(гуманитарный профиль) является формирование физической картины мира в результате структурирования научной информации об окружающей среде. Такая картина мира позволит человеку выполнять ориентировочную и продуктивную деятельность в определённых социально - исторических условиях. Для
преподавания физики в таких классах рекомендуется использовать программу и учебник А. Н. Мансурова, Н. А. Мансурова.

В классах общеобразовательного профиля (вариант "В") физика изучается как прикладная наука, способствующая познанию и преобразованию окружающего мира с учётом природных закономерностей. Рекомендуемые здесь программа и учебник автора В. А. Касьянова, являющиеся логическим продолжением программы и учебников авторов Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин, составлены так, что основной акцент при обучении физике делается на научный и мировоззренческий аспект образования, являющийся важным вкладом в создание интеллектуального потенциала страны. Учителя, использующие в основной школе программы и учебники авторов С. В. Громова, Н. А. Родиной, могут продолжить обучение физике в старшей школе по программе и учебникам С. В. Громова (издательство "Просвещение", 2000г).

Усвоение основ физики как фундаментальной науки, изучение научного метода познания - преимущественная цель изучения физики на уровне "С". Обучение порекомендуемым здесь программе авторов Ю. И. Дика, А. А. Пинского и учебнику под редакцией А. А. Пинского предназначено для учащихся школ и классов с углубленным изучением физики и математики, технических лицеев и гимназий и является базовым для подготовки участников олимпиад по физике выше районного уровня.

Учитель может выбрать любой из рекомендуемых комплектов учебников, исходя из учебных планов школы, своих педагогических позиций и уровня подготовки школьников своего класса.

Обращаем внимание учителей физики, что обучение физике в 11 классе в средних общеобразовательных учреждениях края в 2002-2003 учебном году завершается по линейным программам РАО и учебникам Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева.
Rambler's Top100