Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе. Аннотированный рекомендательный список литературы.

1. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. – 2001. - №2. – С.167 – 169.

В статье представлен четырехлетний опыт работы школы «Эврика» (Республика Саха), направленной на организацию здоровьесберегающего образовательного процесса, цель которого – развитие у детей (младшего школьного возраста) навыков здорового образа жизни.

Содержащийся в статье фактический материал будет интересным и познавательным не только для педагогов, школьных психологов, но и для широкого круга читателей.

2. Заенчик В.М., Сергеева О.В. Эколого – валеологический компонент в образовательной области «Технология» // Школа и производство. – 2001. - №3. – С.10 – 13.

В предлагаемых читателю методических рекомендациях авторы стремились учесть особенности и возможности изучения эколого – валеологического материала по основным разделам «Технологии» на каждом из этапов обучения.

Авторы рассматривают эколого – валеологический компонент преподавания технологии как научно – методическое направление, раскрывающее вопросы сохранения и укрепления здоровья, совершенствования физических и психологических возможностей в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой и обеспечивающее усвоение этой информации учащимися.

3. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 160с.

В монографии обосновывается актуальность валеологического обеспечения современного образования, рассматриваются теоретические основы формирования здоровья, предлагаются программы по валеолого - педагогическим основам обеспечения здоровья в системе школьного образования.

4. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2000. – 192 с.

В учебном пособии рассматриваются вопросы создания системы непрерывного валеологического образования и воспитания, использования методов психосоматической диагностики и коррекции в различных типах образовательных учреждений.

5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

Методическое пособие рассчитано на организацию здоровых условий обучения во всех видах общеобразовательных учреждений.

Книга включает в себя достаточно подробный материал, посвященный здоровьесберегающим педагогическим технологиям и режиму обучения.

6. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998. – 221 с.

Изложению основных направлений работы учителей, воспитателей, врачей по сохранению и укреплению здоровья учащихся и посвящено это пособие. Приводятся материалы по формированию у учащихся знаний, умений и навыков сохранять и укреплять свое здоровье.

7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 56 с.

В пособии содержатся методические рекомендации по проведению занятий в первом классе для педагогов, пользующихся в своей работе программой по валеологии «Расти здоровым». Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

8. О новых подходах к вопросам сохранения здоровья учащихся в инновационном образовательном учреждении: Учебно – методическое пособие/ Под ред. В.Ф. Лехтман, к.п.н., заслуженного учителя РФ. – Челябинск: ЧГПУ, 1999. – 91 с.

Данная книга – это небольшая часть работы, раздумий педагогического коллектива лицея «Наука» г. Челябинска, раскрывающая валеологические аспекты содержания образования, формы проведения учебных занятий технологии обучения, систему валеологического воспитания.

9. Плотникова Е.Б., Дзуда И.А. Народная песенная педагогика как инструмент здоровьесберегающей деятельности современного учителя // Начальная школа: плюс - минус. – 2001. - №12. – С.26 – 28.

Авторы, используя народную песенную педагогику, анализируют народную песню с точки зрения ее пользы для укрепления психического и физического здоровья детей в рамках школьных уроков музыки. Учителя на практике доказали, что применение такого уникального здоровьесберегающего средства, особенно в начальной школе, необходимо.

10. Психофизиологические основы здоровья: Практикум / Сост. И.С. Соломко, О.А. Буланович, С.В. Яремчук. – Комсомольск – на – Амуре: КГПУ, 1999. – 108 с.

Практикум содержит информационный материал и содержание лабораторно – практических занятий по курсу «Психофизиологические основы здоровья» и направлен на выработку практических навыков и умений педагогов - валеологов быть здоровыми.

11. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997. – 256 с.

В книге освещены актуальные вопросы охраны физического здоровья школьников в процессе обучения. Материал первого раздела книги «Здоровьесберегающая педагогика» может быть использован в качестве учебного пособия для учителей.

12. Разработка и моделирование единого здоровьесохранного образовательного пространства в образовательном учреждении // Управление школой. – 2002. - №10. – Вкладыш.

Предлагаемые материалы экспериментальной школы (г. Иркутск) дают возможность познакомить читателей с проектной деятельностью в области организации оздоровительно – развивающего отдыха.

В статье предложена программа повышения квалификации по специализации «Организатор оздоровительного загородного лагеря».

13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПКиПРО, 2002. – 121с.

В методическом пособии рассматриваются возможности сохранения здоровья учащихся и педагогов в современной школе.

Работа адресована главным образом руководителям и специалистам управлений образования, директорам школ, завучам, но будет интересна и всем работникам образовательных учреждений, стремящимся не только исключить негативные стороны воздействия школы на учащихся, но и воспитать у них культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

14. Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии // Завуч. – 2002. - №2. – С.120 – 128.

В данной работе автор рассказывает о так называемых немедикаментозных методах коррекции здоровья школьников, используемых в условиях непрерывного учебно – воспитательного процесса в группах продленного дня. Читатель найдет в статье практические советы, примерные планы мероприятий по охране жизни и здоровья учащихся.

15. Цаллагова З. Этнопедагогические предписания здорового образа жизни // Народное образование. – 2001. - №4. – С.206-212.

В статье освещены актуальные вопросы здорового образа жизни. Большое внимание уделено использованию здоровьесберегающих этнопедагогических знаний в практике современного воспитания и образования.

Содержащийся в статье материал будет полезен учителям и всем, кого интересуют вопросы сохранения и укрепления здоровья.

16. Чумаков Б.Н. Валеология. – М.: Российская педагогическое агенство, 1997. – 245с.

Учебное пособие «Валеология» включает 15 лекций, в которых отражены многочисленные теоретические и практические нетрадиционные факторы, влияющие на состояние здоровья человека.

Азбука здоровья и долголетия должна познаваться с помощью интеллекта и научно – обоснованной современной информации. Поэтому книга, в первую очередь, рассчитана на скульпторов души и сознания – педагогов.


Силина Надежда Николаевна, ведущий библиограф отдела информационно - библиотечной деятельности.

Rambler's Top100