Особенности комплектов учебников, рекомендованных
общеобразовательным учреждениям, участвующим в
эксперименте по совершенствованию структуры
и содержания общего образования
ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, УЧАСТВУЮЩИМ В
ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ
И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Письмо Министерства Российской Федерации
от 28 марта 2002 г. N 198/13
Министерство образования Российской Федерации направляет для использования информационное письмо для начальной школы: "Особенности комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования".
Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования, член коллегии А.В.Баранников
ОСОБЕННОСТИ
комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательным учреждениям,
участвующим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания
общего образования
В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим в трех системах начального обучения (традиционная начальная школа, система Л.В.Занкова, система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова) интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. В силу того, что учителю сложно смоделировать свой комплект учебников, были разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы. Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников. К целостным моделям относятся: модель "Начальная школа 21 века" (научный руководитель профессор Н.Ф.Виноградова), "Школа 2000..." - "Школа 2100" (научные руководители академик А.А.Леонтьев и Л.Г.Петерсон), "Гармония" (научные руководитель профессор Н.Б.Истомина), система Л.В.Занкова и система Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.
В данном письме раскрываются особенности новых комплектов учебников, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. (Письмо подготовлено Н.Б.Истоминой, Н.Ф.Виноградовой, Р.Н.Бунеевым, Л.Г.Петерсон, Р.Г.Чураковой, А.Б.Воронцовым.)
ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Особенности комплекта учебников "Гармония"
(под редакцией Н.Б.Истоминой)
Учебно-методический комплект "Гармония" для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова.
Входящие в комплект учебники, учебники-тетради и тетради с печатной основой являются результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования, который осуществлялся авторами комплекта: Н.Б.Истоминой, д.п.н., профессором; М.С.Соловейчик, к.п.н., профессором; Н.С.Кузьменко, к. п. н., доцентом; О.В. Кубасовой, к.п.н., доцентом; О.Т.Поглазовой, к.п.н., старшим преподавателем; Н.М. Конышевой, д.п.н.
В связи с этим первой особенностью комплекта "Гармония" является стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
Вторая особенность комплекта находит выражение в том, что в комплекте нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно-ориентированный подход к процессу обучения).
Методическая интерпретация современных тенденций развития начального образования и их реализация в учебниках позволяет рассматривать каждый предметный учебно-методический комплект, входящий в "Гармонию", как модель учебного процесса, как источник интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможно полно выражать свои мысли и чувства. Реализованные в учебниках методические подходы к организации учебной деятельности школьников создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.
В числе этих мер следует назвать:
1) логику построения содержания курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого учебного предмета;
2) способы, средства и формы организации учебной деятельности младших школьников;
3) систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.
Специфика содержания каждого учебного предмета находит отражение в его методической концепции и способах ее реализации.
В основу построения курса "Математика" положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.
Реализация данной концепции обеспечивается:
1. Тематическим построением курса, создающим условия для осознания школьниками связей между новыми и ранее изученными понятиями, для осуществления продуктивного повторения, для активного использования в процессе обучения приемов умственной деятельности.
2. Новым методическим подходом к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, словесными, графическими (схематическими) и символическими моделями, их выбор, преобразование и конструирование, в соответствии с заданными условиями.
3. Новым методическим подходом к формированию вычислительных навыков и умений, который создает условия не только для повышения качества вычислительной деятельности младших школьников, но и для развития их мышления.
4. Новым методическим подходом к обучению младших школьников решению текстовых задач, в соответствии с которым дети знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки (навыки чтения, усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, приобретение опыта в соотнесении предметных, словесных, схематических и символических моделей, знакомство со схемой как способом моделирования), которые необходимы им для овладения умениями решать текстовые задачи.
5. Включением в учебник диалогов между Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения, комментируются способы математических действий, анализируются ошибки. Диалоги помогают учителю не только привлечь учащихся к обсуждению того или иного вопроса, но и самому включиться в эту работу, заняв тем самым не контролирующую позицию, а роль помогающего детям и сотрудничающего с ними.
Концептуальными положениями курса "Русский язык" являются:
1. Создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирование у него уважения к языку и к себе как его носителю, а потому - сознательного отношения к своей речи.
2. Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка, то есть нацеленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
3. Направленность обучения не только на развитие лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.
4. Обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.
Указанные концептуальные положения реализуются в комплексе - за счет особого построения курса и организации обучения, нашедших отражение в содержании, структуре и характере предъявления материала в учебнике "К тайнам нашего языка".
1. Названием учебника и многих его разделов, логикой и способами подачи материала подчеркивается непрерывное движение ребенка от практического пользования языком к "открытию" его устройства и осознанному, а потому более совершенному владению им.
2. При неизменности объема традиционно изучаемых лингвистических понятий в трактовку некоторых внесены уточнения, дополнения, делающие определения более конкретными и понятными детям. Кроме того, расширен круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, чем достигается их лучшее осознание и освоение. С той же целью проведена перестановка отдельных тем курса.
3. Изучение языка органично сочетается с работой над культурой устной и письменной речи младших школьников. Вопросам речевой культуры посвящены и специальные темы. В учебник включены различные виды словарей, методически обеспечено обучение детей пользованию ими.
4. Становление грамотного письма направляется коммуникативным мотивом и осуществляется в единстве с воспитанием у школьников желания безошибочно выражать мысли на русском языке. Для формирования орфографических умений и одновременно для психологической разгрузки учащихся (снятия страха перед ошибкой) предусмотрена система обучения особому способу письма - письму "с окошками".
5. В комплекте с учебником используется тетрадь-задачник - средство обучения, позволяющее не только совершенствовать отдельные умения школьников, закладывать основы их учебной самостоятельности, но и более экономно расходовать время и силы каждого ученика.
6. Специальными средствами, обеспечивающими сочетание учебной деятельности с коммуникативной, являются: форма диалогового общения авторов учебника с ребенком; использование персонажей (дошкольника Антона и мальчика иностранца, изучающего русский язык; применение заданий типа "Расскажи дома"; работа над сочинениями как обучение созданию текста в конкретных жанрах (записок, писем, поздравлений, загадок, инструкций, дневниковых записей, рассказов о своей жизни и др.).
7. Расширен диапазон используемого дидактического материала: он включает высказывания самих детей (удачные, несовершенные и даже с ошибками), выполняющие различные функции обучающего, развивающего и воспитательного характера.
Концептуальными положениями курса "Литературное чтение" являются:
1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.
2. Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному),выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.
3. Обогащение умственного потенциала детей путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское качество антиципации), творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел (смысловое ядро).
4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, которая направляется в учебниках специальными заданиями (анализ иллюстраций с точки зрения "эмоциональных знаков", постановка "живых картин", произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.)
5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у учащихся отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствует активизация методическими средствами мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его "присутствию" в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы.
6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих ребенку способность быть читателем - становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.
Курс "Окружающий мир" мир является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В качестве линий интеграции содержания выступают следующие концептуальные положения:
1. Окружающий ребенка мир многогранен, прекрасен и все время изменяется, его можно наблюдать и познавать, интересоваться тем, каким он был.
2. Опыт человечества и предков каждого ребенка богат и пригодится человеку в жизни, его нужно уважать и изучать.
3. Природа жизненно необходима человеку и ранима - об этом нужно знать и беречь ее красоту и гармонию.
Данные положения реализуются в учебниках-тетрадях, которые своим содержанием, структурой и системой развивающих заданий, создают условия для ознакомления с новым учебным материалом, для его закрепления на уроке и для самостоятельной работы.
Система заданий составлена с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся.
Учебники-тетради выполняют системообразующую, координирующую и собственно интегрирующую функцию, служат своеобразным "каркасом", объединяющим учебную информацию и методический аппарат (технологию усвоения), ориентированных не на передачу готовых знаний, добытых многими поколениями людей и ставших как бы статичными для усвоения учениками, а на самостоятельный процесс познания учениками окружающего мира. Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок самостоятельно (или с помощью учителя) действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира и разными видами учебной деятельности.
Особенность авторского курса "Художественно-конструкторская деятельность (трудовое обучение)" состоит в том, что он впервые в практике отечественной школы выводит уроки труда из узких рамок ремесленно-технологической подготовки учащихся и приобщает их к системе общего образования.
Концептуальные положения курса:
1. Особенностью курса является его общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность, которая позволяет через практическую деятельность учащихся формировать у них систему знаний и представлений об окружающей действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о социально-психологической и социально-исторической информативности мира вещей и т.д.
2. Организация деятельности учащихся в формировании духовно-нравственных установок осуществляется от общего к частному, а при формировании конкретных знаний и способов работы от частного к общему.
3. Система учебных заданий сориентирована на активную работу ученика как целостной личности, одновременно включая в деятельность ее рационально-логическую и духовно-эмоциональную сферы. Это достигается тем, что задания, включенные в учебники построены на основе проектной художественно-конструкторской деятельности и значительное место среди них отводится решению задач, связанных с самостоятельной разработкой конструкций предметов, с поиском и воплощением художественного образа, отвечающего поставленным условиям.
Структура учебников разработана в соответствии с блочно-тематическим принципом, что облегчает учителю тематическое планирование уроков на учебный год и четверть. Материалы учебников содержат в себе не только содержательную канву каждого урока, но и дают достаточно четкое представление о методике их организации.
Хорошо известно, что успех любого учебника в значительной мере зависит от готовности учителя стать единомышленником автора и методически грамотно, а возможно и творчески реализовать заложенную в учебнике систему. В связи с этим третьей особенностью комплекта "Гармония" является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта "Гармония" (Н.Б.Истомина, М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, О.В.Кубасова, Н.М.Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.
Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта "Гармония" и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект "Гармония" как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта "Гармония".
Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.
Особенности комплекта учебников
"Начальная школа XXI века"
(под редакцией Н.Ф.Виноградовой) Ведущей идеей учебно-методического комплекта "Начальная школа XXI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
В учебно-методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
С этой точки зрения особенно важен адаптационный период, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса ("Грамота", "Окружающий мир" и др.), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали реализацию функции "мягкой" адаптации детей к новой деятельности. Методика обучения этим предметам строится на приоритетном использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы "зачем я учусь", "что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу", "каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю", "каковы мои успехи и что у меня не получается"). Исходя из этого, методика обучения построена на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества.
В содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).
Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. В учебно-методическом комплекте "Начальная школа XXI века" это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор", а "исследователь". Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое мнение"). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание.
Обновление начальной школы означает усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в учебно-методическом комплекте впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по окружающему миру, особенно в 1 и 2 классах.
Комплект учебников "Начальная школа XXI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.). Это определило авторскую позицию в создании новых подходов к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях гетерогенного (разноуровневого) класса. Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения. В учебно-методическом комплекте представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов.
Особое внимание авторы учебно-методического комплекта "Начальная школа XXI века" уделяют созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения (рубрика "Проверь себя", рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников).
Каждый предмет вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.
Направленность процесса обучения прежде всего на формирование у младших школьников важнейшего новообразования этого возрастного периода - умения учиться является основой интеграции двух традиционно разных учебных предметов: обучения грамоте (чтение и письмо) и математики в единый курс "Грамота" (первое полугодие первого года обучения). Дети учатся учиться и при этом овладевают знаниями в области родного языка и математики. Методика обучения грамоте исходит из возрастных особенностей шестилетних первоклассников и специально ориентирована на интенсивное развитие наглядно-образного мышления с помощью построения и использования пространственных моделей, а также постепенный переход детей от игровой деятельности к ведущей деятельности младшего школьника - учебной. Именно этим объясняется длительный подготовительный период, обеспечивающий, в том числе, и мягкую адаптацию детей к школьному обучению. Важнейшим принципом построения курса "Грамота" является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью заданий разного уровня сложности, направленных на решение одних и тех же учебных задач, в том числе введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей.
И обучение грамоте, и обучение математике в курсе "Грамота" является органической частью непрерывного лингвистического и математического образования учащихся. Значительное место, которое занимает фонемный (звуковой) анализ, последовательность введения букв диктуются направленностью курса на формирование у младших школьников научного подхода к языку как к системе знаков, на введение детей в языковую теорию и решение различных лингвистических задач, обеспечивающих пропедевтику их будущей орфографической грамотности.
Новизна подходов к построению курса "Русского языка" заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.
Курс "Русский язык" состоит из трех безусловно взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: "Как устроен наш язык" (знакомство с основными лингвистическими знаниями), "Правописание" (формирование грамотного письма) и "Развитие речи" (развитие речи учащихся). Эти блоки являются одновременно структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.
Ведущей идеей "Литературного слушания", являющегося частью курса "Литературное чтение", является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с детальным "препарированием" текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Конструирование курса "Литературное чтение" подчинялось приоритетной задаче - углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Исходя из этого, обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.
Обновление содержания курса "Математики" шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Принципом реализации деятельностного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.
Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир".
Особенности комплекта учебников
"Школа 2000..." - "Школа 2100" Учебно-методический комплект "Школа 2000..." - "Школа 2100" включает в себя:
1) учебники по математике для 1-4 классов начальной школы автора Л.Г. Петерсон, разработанные в рамках программы "Школа 2000..." под руководством доктора физико-математических наук, профессора, заведующего Отделом математического образования РАО Г.В. Дорофеева;
2) учебники по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, А.А. Вахрушева, разработанные в рамках программы "Школа 2100" под руководством доктора филологических и психологических наук, академика РАО А.А. Леонтьева.
В основу учебно-методического комплекта "Школа 2000..." - "Школа 2100" положены следующие педагогические принципы.
А. Личностно-ориентированные принципы.
2. Принцип развития.
3. Принцип психологической комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы.
1. Принцип картины мира.
2. Принцип целостности содержания образования.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип смыслового отношения к миру.
5. Принцип ориентировочной функции знаний.
6. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы.
1. Принцип обучения деятельности.
2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
3. Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).
4. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
5. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Г. И еще несколько положений.
1. Школа как часть образовательной среды.
2. Готовность к дальнейшему развитию.
3. Принцип минимакса. Максимум оценок - минимум отметок. "Щадящая" система домашних заданий.
Комплект учебников создан:
1) в едином методологическом, методическом, дидактическом и психологическом пространствах;
2) максимально учитывающий психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика;
3) формирующий у школьника "целостную картину мира";
4) интегрирующий предметы не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов;
5) "выучивающий" ученика до необходимого уровня без использования дополнительных материалов "со стороны", даже в руках начинающего учителя;
6) обеспеченный полностью не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности;
7) переводящий учителей из авторитарности в режим "педагогики сотрудничества" и личностного общения;
8) дающий при желании учителя и руководителей внутри общего учебника возможность определить для каждого ученика "собственную траекторию образования";
9) открывающий возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм;
10) максимально использующий весь предыдущий педагогический и методический опыт учителя в новом образовательном алгоритме;
11) реализующий единую языковую концепцию, т.е. внутреннее единство курсов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку (со 2 класса) и литературному чтению;
12) реализующий новую научную концепцию формирования гражданственности и патриотизма;
13) делающий обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняющим от перегрузок;
14) выращивающий средствами предметов личность в "культуре достоинства", самостоятельную, способную на принятие решений и отвечающую за них. Личность, привыкшую к творческому подходу к жизни, существованию в условиях выбора, толерантную миру.
Математика.
Курс математики "Школа 2000..." является непрерывным курсом для дошкольников, начальной и средней школы, реализующим поэтапную преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Технология урока и система дидактических принципов, разработанные в программе "Школа 2000...", помогают учителю организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей, а управленцам - провести экспертную оценку деятельности педагогов в соответствии с целевыми требованиями Закона РФ "Об образовании" (1996 г.).
Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне "максимума"), а административный контроль его усвоения - на уровне стандарта ("минимума"). Это означает, с одной стороны, что не предполагается выполнение детьми всех заданий из учебника, так курс обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка, в том числе и для более подготовленных детей. С другой стороны, не предполагается повышения уровня административного контроля, так как это может привести к перегрузке детей и учителей.
Обучение грамоте и русский язык.
Обучение грамоте в 1 классе и русский язык в 1-4 классах составляют непрерывный курс, созданный одним авторским коллективом (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) и реализованный в учебниках "Моя любимая азбука", "Русский язык - первые уроки", "Русский язык" (2-4 классы).
Главной особенностью программы курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей средствами данных предметов, это содержательно-методические линии, на которых строится непрерывный курс:
- овладение грамотой и на ее базе - основами функциональной грамотности;
- овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);
- овладение орфографией и пунктуацией;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов;
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- раскрытие воспитательного потенциала родного языка;
- развитие у детей чувства языка.
Работа по орфографии строится на базе понятий "орфограмма", "орфографическое правило" с опорой на опознавательные признаки орфограмм и условия их выбора и на сформированное умение видеть состав слова.
В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих, увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
В связи с тем что курсы русского языка и чтения написаны одними и теми же авторами (книги для чтения Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой), в учебниках реализован единый подход в работе с текстом (формирование правильного типа читательской деятельности), в качестве дидактического материала в учебниках русского языка использованы фрагменты текстов из книг для чтения. Это дает детям возможность увидеть, что любой текст создан по законам языка.
Обучение чтению и начальной литературе.
Курс обучения чтению и начальное литературное образование представляет собой систему литературного чтения: 1 класс - детская литература; 2 класс - фольклор, сказки, литературные сказки; 3 класс - литература детская и "взрослая", рекомендации для детского чтения; 4 класс - систематический курс детской литературы от первых детских писателей до наших дней.
Авторы пытаются сформировать интерес к чтению на основе самого чтения через интересные и возрастосообразные литературные тексты. Ряд произведений включен в отрывках, что дало возможность расширить круг изучаемых авторов. При работе с учебниками по чтению "Школа 2100" рекомендуется использовать технологию, формирующую правильный тип читательской деятельности.
Методический аппарат нацелен на поддержку личности каждого ребенка в классе, по характеру деятельностный и проблемный. В помощь учителю, работающему по этому комплекту, подготовлены справочники "Детские писатели" (1 и 2 выпуски).
Окружающий мир.
Главная задача курса "Мир и человек" (А.А.Вахрушев,
О.В.Бурский, А.С.Раутиан, Н.В.Иванова) - формирование элементарной целостной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. В век информации, начавшийся последние 20-30 лет, дети получают вместо непосредственного опыта жизни преимущественно опосредованный "опыт чужой жизни из телевизора". С одной стороны, такие дети обладают высокой информированностью и употребляют в быту такие слова, как "энергия", "атом", "экология", "Интернет", с другой - имеют неупорядоченные представления о самых простейших явлениях окружающего мира.
Единственный выход в этих условиях - расширение содержания начального естественно-научного и обществоведческого содержания образования, с которым знакомятся школьники на уроках окружающего мира. Иначе все остальные слова своего лексикона дети будут узнавать на улице у своих сверстников, с экранов телевизоров в передачах для взрослых, создавая самостоятельно "детские мифы". Во всех этих случаях на самом важном этапе знакомства с миром (ведущий вид деятельности - учебная) в голове ребенка может сложиться не стройная система взглядов, а мозаика отдельных, не связанных друг с другом фактов, заблуждений.
Единственным инструментом, позволяющим соединить интересующее ребенка широкое содержание с обязательной для изучения системой знаний, служит важнейший принцип образовательной программы "Школа 2100" - (принцип минимакса" (каждый ученик может усвоить максимум содержания, а должен усвоить минимум). Учебник имеет четкий двухуровневый характер. Благодаря этому важнейшие понятия курса (минимум) многократно используются и усваиваются, связывают содержание всех тем. Необязательные сведения (максимум) запоминаются лишь теми учениками, у которых возникают вопросы по этой теме. В этом одно из проявлений важнейшей черты образовательной системы "Школа 2000..." - "Школа 2100" - личностно-ориентированного образования, проявляющегося в обязательном самостоятельном выборе заданий учениками.
Одна из черт современного общества - понимание важности экологических проблем для судеб человечества. Поэтому экологическое образование становится фундаментом курса "Мир и человек". Знакомство с фундаментальной причиной устойчивого существования природы - круговоротом веществ, позволяет научить жителей Земли гармоничному сосуществованию с природой.
Еще одна отличительная черта курса - серьезное и продолжительное знакомство с географической картой. Решение стоящих перед человечеством глобальных проблем требует средств, с помощью которых можно отобразить все разнообразие условий на Земле.
Карта является наилучшим инструментом для этого.
Век информации ставит перед школой задачу формирования функционально грамотной личности, т.е. человека, который умеет учиться. Эта задача реализуется в курсе с помощью деятельностного подхода - традиционного инструмента образовательной системы "Школа 2000..." - "Школа 2100". Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного получения новых знаний, поиска ответов на возникающие у ребенка вопросы.
СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.В.ЗАНКОВА
Особенности комплекта учебников по системе Л.В.Занкова
Дидактическая система, ведущая цель которой оптимальное общее развитие каждого школьника, разрабатывалась в процессе многолетнего педагогического эксперимента Л.В.Занковым и его учениками. В 60-е годы прошлого столетия была сформулирована концепция этого учения, включающая основную идею, принципы и типические свойства системы общего развития ребенка, которые и определяют особенности учебно-методического комплекта.
Общее развитие не подменяет понятие "всестороннее развитие". Речь идет об общем развитии психической деятельности, которое включает три линии развития психики ребенка - ум, волю, чувства, подчеркивая значимость таких сторон общего развития как нравственное и эстетическое. Развитие мыслительной деятельности предполагает классификацию предметов и понятий, анализ условий задач и заданий, формулировку выводов. Формирование обобщений ориентируется как на индуктивный, так и на дедуктивный путь в зависимости от характера раскрываемых знаний. Знания, умения и навыки рассматриваются в новой дидактике как средство организации этого процесса.
При изучении общего психического развития особая роль отводилась и отводится изучению таких ее форм, как анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление, практические действия.
Основные требования к содержанию, методам, организационным формам, результативности системы, т.е. ее дидактические принципы отвечают ее основной идеи: оптимального уровня общего развития каждого ребенка. Положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития, конкретизируется требованием соблюдения меры трудности и звучит так: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Мера трудности определяется как необходимостью учета индивидуального подхода к общему развитию каждого ученика, так и базовым уровнем содержания начального образования, что в настоящий период соответствует требованию Минобразования России - сохранения единого образовательного пространства (приказ Минобразования России от 19.05.98 N 1235). Ориентация на общее развитие всех детей требует согласования обязательного минимума с образовательной программой, рассчитанной на развитие сильного и одаренного ученика (справка коллегии Минобразования России от 11.12.96 "О проблемах и перспективах развития начального образования" - "Сохранение предметно-навыковой среды и достраивание ее необходимой развивающей средой"). Характер трудности в основном очерчен глубиной программного содержания и способом его усвоения, следовательно, неразрывно связан с другими принципами - принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала. Последний принцип имеет не количественную, а качественную характеристику: не спешить, но и не топтаться на месте при закреплении знаний. У детей не должно возникать впечатления, что они воспроизводят пройденное, так как "знакомое" понятие рассматривается во взаимосвязи с другими и под другим углом зрения. Такая подача материала отвечает требованию осознания школьниками прогресса учения.
Руководящая идея системы и ее дидактические принципы становятся достоянием каждодневной деятельности учителя и учения школьников благодаря хорошо разработанной методической системе обучения, которая рассматривается как единство, обладающее типическими для преподавания всех предметов свойствами. Это свойство многогранности, процессуальности, вариантности
и свойство коллизий.
Реализация в учебном материале по разным предметам типических свойств методической системы в единстве с дидактическими принципами обеспечивает целостное развивающее воздействие на учащихся.
Учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний. Особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность подобных заданий с учетом нарастания сложности характера учебного материала.
Учебный материал направлен на формирование мыслительной деятельности: умений классифицировать предметы и понятия, путем формирования соответствующих операций (группировки словесных и наглядных объектов по одному признаку, совмещение двух, трех признаков), формулировать выводы, проводить анализ условий задач и заданий.
В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:
первый этап - система заданий поискового характера, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения понятия, правила, действия ( система заданий может быть сориентирована как на индуктивный, так и на дедуктивный путь познания в зависимости от характера раскрываемых знаний);
второй - сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебниках определениями, правилами, описаниями действий;
третий - применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления во взаимосвязи с ранее изученным.
Задачи первого адаптационного периода обучения детей по всем предметам - развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения: слуховые, зрительные, речевые органы, мышцы руки, пространственную, временную, количественную ориентацию, фонетический слух и т.д.
Русский язык. Освоение детьми образовательной области "Русский (родной) язык" начинается с периода обучения грамоте. Комплект пособий состоит из "Азбуки", "Рабочих тетрадей по чтению", "Тетрадей по письму". Курс русский язык изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность. Основной метод познания - исследование соответствия (или несоответствия) выбранных языковых средств данной речевой ситуации (в устной или письменной форме). Тем самым при освоении нового материала активизируются объективно существующие языковые связи, их круг постепенно расширяется, происходит постоянный возврат к ранее изученному.
Задачи периода обучения грамоте: развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму; научить детей читать и писать; предоставить первичные знания о речи, языке, литературе.
Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. На первом, самом трудном этапе, введено опосредованное чтение рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, приобретается опыт перекодирования самых разных шрифтов, разгадываются ребусы, загадки, кроссворды.
Порядок изучения букв и их звуков, отбор слов учитывает трудности русского языка: движение идет от наиболее слышимых к менее слышимым звукам речи, от коротких, простых по слоговому составу слов к более длинным словам с постепенным введением стечения согласных звуков. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открывать правила чтения; выводить правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.
Обучение в 1 классе русскому языку занимает особое положение. Учебник впервые знакомит школьников с основными категориями и явлениями языка, углубляя знания, полученные в период обучения грамоте: соотношение между звуком и буквой, словом и предложением, предложением и текстом. Вводятся сведения, относящиеся к синтаксису простого предложения. Работа над словом продолжается при наблюдении частей речи (имя существительное, прилагательное, глагол, предлог), корня слова и родственных слов, ознакомления с изобразительными средствами языка в области многозначности слова.
Литературное чтение. Особенностью четырехлетнего курса является то, что широкая картина мира литературы разворачивается перед школьниками последовательно: в 1 классе литература рассматривается как искусство слова; во 2 классе еще и как один из видов искусства в контексте других его видов, - таких как живопись и музыка; в З-4 классах - литература раскрывается перед школьниками еще и как явление художественной культуры.
Основной обучающий прием, с помощью которого школьники учатся постигать специфику художественного слова, - это сравнение (научного текста и художественного, авторского произведения и фольклорного, поэтического и прозаического и т.д.). Последовательно наращивается зона сравнительного анализа текстов, в которую со 2 класса включаются не только литературные, но и живописные произведения. Учебники 3 и 4 классов отличает особое структурное построение, помогающее школьнику освоить методику собственно литературного чтения: школьник, читая литературный текст, вынужден обращаться за дополнительной информацией к разным рубрикам учебника (к "Комментариям", "Консультантам", "Исторической справке", "Ленте времени", "Картинной галерее"), выходить за рамки учебника, обращаясь к словарям и полным литературным текстам в хрестоматии.
Учебный комплект для 1-4 классов включает: учебники по литературному чтению, хрестоматии, методические комментарии для учителя, комплект из 20 слайдов произведений изобразительного искусства с методическим сопровождением.
Материал учебника 1 класса помогает младшим школьникам получить первые представления о разнице художественного и научного текста, прозаического и поэтического произведения, фольклора и авторской литературы. Учебник формирует у школьников навык осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами; формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников, создавая условия для порождения ими художественных приемов и образов.
Математика. В курс математики включены не только все основные вопросы базового содержания, но и вопросы расширяющие его. Например, изучая натуральный ряд чисел в пределах миллиона, школьники открывают для себя закономерность последовательности их расположения на числовом луче, знакомятся с понятием "множество", для которого натуральные числа являются подмножествами (целые неотрицательные, дробные, целые, положительные и отрицательные числа), и приемом сравнения натуральных чисел с разным и одинаковым числом знаков и пр.
Основной путь познания курса математики - индуктивный.
Учебник-тетрадь для 1 класса состоит из 4-х частей, где дети выполняют большую часть заданий. Воспитание положительного мотива к изучению курса достигается не только путем включения детей в игровую деятельность ("дополни", "восстанови рисунок", "выбери похожее", "найди лишнее", "пройди через лабиринт"), но и путем формирования активной личностной позиции к математическим явлениям (предлагаются задания, имеющие несколько решений, бесконечное множество решений, не имеющие решения и пр.).
Окружающий мир. Главное назначение интегрированного курса "Мы и окружающий мир" - формирование у школьников целостной картины мира. В курсе раскрываются объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии. Цепь складывающихся здесь взаимосвязей прослеживается во всех классах. Особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. Первоначальные сведения о неживой природе служат базой для понимания процессов, происходящих на Земле, в результате которых возникала жизнь и живая природа. В свою очередь, знания о неживой и живой природе, то есть о природных особенностях окружающей человека среды, позволяют осознать закономерности развития истории человечества.
В 1 классе картина мира дана в самом общем виде в соответствии с возрастными возможностями учащихся. В адаптационный период обучения, когда дети только учатся читать, учебный материал представлен рисунками, анализ которых выводит детей на содержательные обобщения на словесно-логическом уровне.
В 1 классе дети знакомятся с особенностями природы Земли, получают первые представления об изменчивости мира, о человеке, как части природы, его месте и поведении в обществе, об условиях собственной безопасности.
СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА
Особенности комплекта учебников по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.
Учебный предмет в данной образовательной системе строится с учетом ряда логико-психологических положений, разработанных В.В.Давыдовым.
1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
2. Знания, конституирующие учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
3. Учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
4. Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.
6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем и обратно.
Важной составляющей учебного предмета в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова является особенный метод его освоения. Таким методом является решение детьми системы учебных задач.
Русский язык. Неотъемлемая задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.
В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит в детей в теорию родного языка. В этом ее принципиальное отличие от традиционной программы обучению языку, в которой усвоение способов решения той или иной частной орфографической задачи представляет собой самодавлеющую и замкнутую в себе цель. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма, и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися ряда существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.
Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы построена на тех же психолого-педагогических основаниях, что и программа для трехлетней начальной школы.
В то же время в ней имеется ряд содержательных изменений:
- более последовательно и полноценно представлена линия развития речи: систематизирована работа по анализу смысловой структуры высказывания и текста, что, по мнению авторов, является важнейшей предпосылкой развития письменной речи учащихся;
- устранен разрыв между содержанием курса русского языка и обязательного минимума содержания начального общего образования в разделе "Русский язык": в программу 4-го класса включены основные понятия синтаксиса;
- существенно сокращен обязательный теоретический материал и расширен материал факультативный, что дает учителю возможность более широкого варьирования содержания и темпа обучения в зависимости от уровня знаний учеников.
Все переработанные учебники (включая "Букварь") выдержаны в едином педагогическом стиле, имеют схожую структуру, методический аппарат, преемственность персонажей, насыщены яркими литературными образцами. Каждый учебник сопровождается методическим комментарием с поурочным планированием.
Математика. Основным содержанием данного курса является формирование понятия действительного числа, которое является стержневым для всей школьной математики. Генетически исходным отношением, порождающим все виды действительного числа, является отношение величин, получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки). Натуральное число выступает исходной формой этого отношения, отражающей последовательное "укладывание" мерки в измеряемой величине. Другие виды действительного числа дети получают при решении одной и той же задачи построения величины равной заданной, меняются лишь условия этой задачи, что и определяет различия видов числа и способов его обозначения.
Такой подход к введению центрального математического понятия - понятия числа - обуславливает и принципиально другое построение программы - полное отсутствие концентров, характерных для традиционных программ начальной школы.
Особое место в курсе отведено текстовым задачам. Основной целью при их изучении является формирование рациональных способов анализа текстов, т.е. выделения математической структуры задачи (описываемых в тексте величин и связывающих их отношений) и ее моделирования с помощью специальных знаково-символических средств.
Литературное чтение. Литературное чтение ставит своей целью воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.
Основные задачи курса можно сформулировать следующим образом:
1) увидеть внутренний мир героев "глазами автора";
2) выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими глазами - "глазами читателя".
Формирование литературного творчества младшего школьника - ведущая задача ("от маленького писателя к большому читателю"). Главная задача обучения первоклассников - пропедевтическая, т.е. подготовка детей к работе в позициях "читателя" и "автора".
Формирование техники чтения выступает не как самоцель и не как средство развития понимания текста вообще (выделение главной мысли, членение текста на части, понимание отдельных слов и т.п.), а как средство эстетического развития школьников. Основная форма работы для 6-7-летних детей - ролевые и игры-драматизации.
Исходным теоретическим отношением является отношение "автор - художественный текст-читатель", закон художественной содержательной формы.
Теоретические "стержни" курса:
1 класс: понятия "точка зрения", "рассказчик-герой", "точка зрения героя";
3-4 классы: освоение художественного текста как содержательной формы, открытие закона художественной формы на "малых" и прикладных жанрах; 4 класс: понятие "род литературы" (эпос, лирика, драма). Первая линия - постановка учеников в авторскую и читатель-скую позиции, овладение средствами и способами работы в каждой.
Вторая линия - направлена на изучение произведений на историко-литературной основе (действие закона художественной формы в определенном, меняющемся со временем культурно-историческом обличии).
Коллективно-распределенная деятельность, согласно которой в реальном детском взаимодействии происходит освоение разных позиций, чередование, переход из одной в другую, постоянная смена которых обеспечивает их взаимовлияние.
Основные методические приемы, используемые в программе по литературному чтению:
становление позиции "читателя":
- акцентное вычитывание: при работе с лирическим стихотворением - вычитывание развития настроения лирического героя; при работе с эпическими и драматическими текстами - воссоздание картины мира, различение точек зрения автора, рассказчика и героев.
Этапы становления акцентного вычитывания:
1) коллективная классная работа,
2) индивидуальное письменное сочинение (переход в позицию "автора-критика") в форме свободного читательского отзыва;
3) коллективное обсуждение индивидуальных литературно-критических сочинений (уроки-обсуждения);
- непосредственно-эмоциональное вслушивание направлено на развитие мотивационной сферы читателя-школьника. Форма урока "праздник читательских удовольствий" - предваряющее выразительное чтение взрослого как эталон чтения художественного текста;
- выразительное чтение самих детей - своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретации. Форма урока - конкурс чтецов;
- проверка домашнего чтения. Форма - письменный фронтальный опрос детей по прочитанному.
- становление позиции "автора":
- наблюдение за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни; всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков.
Этапы обучения наблюдению:
1) коллективный этюд;
2) индивидуальная письменная работа;
3) обсуждение детских сочинений: "читатели-критики" оценивают работу "авторов-художников";
- наблюдение за художественным текстом - вычитывание текста открывает детям то, как наблюдает за реальностью художник-профессионал;
- игра-драматизация - развитие художественного творчества детей;
- выпуск классных "литературных журналов" - осознание смысла авторской работы.
становление позиции "публициста":
- умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность (выражение точки зрения рассказчика и героя);
- написание и обсуждение детских публицистических сочинений;
работа в позиции "теоретика":
- открытие закона художественной формы и способов создания художественного образа, которые служат средствами работы в авторской и читательской позициях.
Циклы уроков: от "читателя" (чтение произведений того или иного жанра) к "теоретику" ("открытие" структуры жанра), затем к "автору" (сочинение своих произведений в этом жанре) и, наконец, к "читателю-критику" (оценка результатов собственной авторской работы).
Особенности построения программы: вся программа (1-4 классы) построена по основным содержательным линиям:
- формирование представлений о литературе как искусстве слова (теоретический блок);
- практическое освоение работы в позиции "читателя-критика";
- практическое освоение работы в позиции "автора-художника";
- практическое освоение работы в позиции "публициста";
- практическое освоение работы в позиции "чтеца".
Для реализации программы созданы учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя.
Окружающий мир. Основной задачей курса "Окружающий мир" является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме того, решаются также следующие задачи:
- первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;
- ориентация ребенка в мире природных и социальных явлений;
- формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
- воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми.
В основе построения программы лежит принцип отбора тем, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего формирования знаний, умений и навыков. В процессе изучения окружающего мира развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и прочие, а также специальные умения: устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов.
Основой объединения знаний из двух областей (естествознания и обществознания) в курс "Окружающий мир" является логика развертывания знаний по естествознанию, поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.
Данный курс основывается на следующих принципах. Естественно-научное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получить факты и строить объяснительные модели.
В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.
Основным методом обучения является решение детьми системы учебных задач. В курсе "Окружающий мир" основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, способы измерения величин, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр. - позволяют конкретизировать понятие экспериментального метода.
Разделы по обществознанию дополняют блок знаний по естествознанию, раскрывая перед учащимися другие стороны окружающего мира. Вместе с тем эти разделы органично вписаны в основную логику движения.
Курс "Окружающий мир" полностью обеспечивает предложенный Министерством образования России обязательный минимум содержания начального образования по образовательному компоненту "Окружающий мир".
Copyright © 2002 - 2006 Региональный информационный центр учебного книгоиздания
Copyright © 2002-2006 Фирма 2К
| |