Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта
Предлагаемый текст утвержден в качестве новой редакции Дополнительных краевых требований к стандарту образовательной области «Обществознание» (История и обществознание) приказом комитета образования администрации Хабаровского края № 17 от 23 января 2002 г. и рекомендован к реализации в общеобразовательных учреждениях с 1-го сентября 2002 г.
Хабаровский краевой компонент государственного стандарта общего образования (ХКК ГОС ОО) понимается как та часть содержания и процесса общего гуманитарного образования, в которой отражаются региональные особенности, актуализированные целями адаптации-социализации и культурации личности школьника в условиях социокультурной среды своего региона.
Регионом для россиян-дальневосточников является многоуровневое социокультурное пространство, последовательно расширяющееся от размеров родного села или города, административно-территориального района и субъекта Российской Федерации до границ территориально-экономического района (зоны) и Дальневосточного федерального округа. Геополитическое положение Дальнего Востока России обусловливает его включение также в макрорегиональное объединение международного уровня, т.е. в Азиатско-Тихоокеанский регион.
ХКК ГОС историко-обществоведческого образования Хабаровского края представлен в единстве его основных структурных элементов: целей, содержания, региональных параметров качества историко-обществоведческого образования и типологии диагностирующих заданий. Они базируются на гуманистически ценностных установках к историко-обществоведческому образованию на федеральном уровне и в то же время опираются на результаты всестороннего анализа геополитического положения конкретного российского региона и аксиологической интерпретации его особенностей.
В контексте идеи о непрерывном гуманитарном образовании ХКК ГОС историко-обществоведческого образования разработан для начальной, основной и средней школы.


Реализация регионального компонента историко-обществоведческого образования направлена на:

- формирование у школьников Хабаровского края в процессе непрерывного историко-обществоведческого образования (начальная-основная-средняя школа) целостного представления об историческом прошлом поликультурного региона в границах: локальная территория-субъект РФ-Дальний Восток-АТР- в контексте мировой и общенациональной (общероссийской) истории; подведение учащихся к самостоятельным оценочным выводам о культурно-историческом вкладе субъектов региональной истории в общероссийское и мировое наследие, о современном состоянии региона и перспективах его развития;

- воспитание ценностно-ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общенациональными и общечеловеческими; способной к разностороннему самоопределению и самореализации в социокультурных условиях Дальневосточного региона на основе идей гуманизма, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к истории и культуре народов, населяющих Дальний Восток и сопредельные страны;

- формирование познавательных умений, способствующих:
  • локализации фактов региональной истории на картах Хабаровского края, Дальнего Востока, России и мира;
  • синхронизации событий локального и регионального прошлого с фактами общероссийской и мировой истории;
  • образной реконструкции прошлого «малой родины» на основе разных видов источников;
  • сопоставлению фактов региональной истории с общероссийскими и мировыми, выявлению их сходства и особенностей, объяснению причин регионального своеобразия;
  • критическому анализу источников, определению авторских суждений по поводу спорных фактов региональной истории и культуры, объяснению этих расхождений;
  • формированию собственного оценочного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, его аргументации, ведению диалога на принципах взаимоуважения, равноправия и толерантности.





Первая ступень (1 - 4 классы)

Цели ХКК ГОС учебного курса «Окружающий мир» ( историко-обществоведческий аспект) в начальной школе:

1) пробуждение интереса и накопление знаний о народах, проживающих в Хабаровском крае, на Дальнем Востоке и сопредельных территориях, об историко-культурном наследии и традициях жителей многонационального региона; формирование элементарных представлений об историческом прошлом, современности и перспективах культурного развития Хабаровского края как части Дальнего Востока, Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона;
2) воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межнационального и межличностного общения, чувства личной сопричастности и бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края и Дальнего Востока, гражданственности и патриотизма;
3) создание педагогических условий для позитивной этнической, региональной и культурной самоидентификации младших школьников на основе акцентации многообразия и поликультурности историко-культурного наследия региона и современной социокультурной среды;
4) самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для младшего школьного возраста социальных ролях: ребенка, творческой индивидуальности, школьника, товарища, жителя микрорегиона, гражданина Хабаровского края и др.;
5) формирование элементарных умений работать с разнообразными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени и пространстве, углубления знаний, оценочного отношения к фактам прошлого и настоящего, к проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Дальнего Востока и Хабаровского края;

Обязательный минимум регионального компонента содержания основных образовательных программ в начальной школе
Rambler's Top100