ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ 'ШКОЛА 2000...' - 'ШКОЛА 2100'

Л. Г. ПЕТЕРСОН,

вице-президент Ассоциации 'Школа 2000...'

Р.Н. БУНЕЕВ,

вице-президент МОО 'Школа 2100'


Учебно-методический комплект 'Школа 2000...' - 'Школа 2100' включает в себя:

1) учебники по математике для 1-4 классов начальной школы автора Л.Г. Петерсон, разработанные в рамках программы 'Школа 2000...' под руководством доктора физико-математических наук, профессора, заведующего Отделом математического образования РАО Г.В. Дорофеева;

2) учебники по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О. В. Прониной, А.А. Вахрушева, разработанные в рамках программы 'Школа 2100' под руководством доктора филологических и психологических наук, академика РАО А.А. Леонтьева.

В основу учебно-методического комплекта 'Школа 2000...' - 'Школа 2100' положены следующие педагогические принципы.

А. Личностно ориентированные принципы.

1. Принцип адаптивности.

2. Принцип развития.

3. Принцип психологической комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы.

1. Принцип картины мира.

2. Принцип целостности содержания образования.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип смыслового отношения к миру.

5. Принцип ориентировочной функции знаний.

6. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно-ориентированные принципы.

1. Принцип обучения деятельности.

2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

3. Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

4. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

5. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Г. И еще несколько положений.

1. Школа как часть образовательной среды.

2. Готовность к дальнейшему развитию.

3. Принцип минимакса. Максимум оценок -минимум отметок. 'Щадящая' система домашних заданий.

Учебно-методическое объединение решило за 10 лет следующие задачи:

- обновлено содержание образования от дошкольного до 7 класса средней школы;

- сформулирована современная дидактическая система;

- решена проблема преемственности и непрерывности между всеми звеньями образовательного процесса;

- разработана и построена внутри системы методика формирования средствами предметов функциональной грамотности;

- построена система, формирующая информационную грамотность, не только на предмете 'Информатика', но сформированы навыки общения с информацией на всех других предметах;

- создан комплект учебников:

1) в едином методологическом, методическом, дидактическом и психологическом пространствах;

2) максимально учитывающий психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика;

3) формирующий у школьника 'целостную картину мира';

4) интегрирующий предметы не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов;

5) 'выучивающий' ученика до необходимого уровня без использования дополнительных материалов 'со стороны', даже в руках начинающего учителя;

6) обеспеченный полностью не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности;

7) переводящий учителей из авторитарности в режим 'педагогики сотрудничества' и личностного общения;

8) дающий при желании учителя и руководителей внутри общего учебника возможность определить для каждого ученика 'собственную траекторию образования';

9) открывающий возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм;

10) максимально использующий весь предыдущий педагогический и методический опыт учителя в новом образовательном алгоритме;

11) реализующий единую языковую концепцию, т.е. внутреннее единство курсов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку (со 2 класса) и литературному чтению;

12) реализующий новую научную концепцию формирования гражданственности и патриотизма;

13) делающий обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняющим от перегрузок;

14) выращивающий средствами предметов личность в 'культуре достоинства', самостоятельную, способную на принятие решений и отвечающую за них. Личность, привыкшую к творческому подходу к жизни, существованию в условиях выбора, толерантную МИРУ.

Учебно-методическое объединение 'Школа 2000...' - 'Школа 2100' сегодня - это 98 авторов-разработчиков учебников и программ. Поддерживается обратная связь с 4000 школ в России и более чем с 13 000 учителей.

С 1998 года по настоящее время проводится широкомасштабный мониторинг обученности учеников, занимающихся по учебникам комплекта.

Курсовая подготовка учителей по учебной программе 'Школа 2000...' проводится на базе учебно-методического центра 'Школа 2000...', а по учебникам 'Школа 2100' - учебно-методического центра 'Школа 2100'.

Образовательная программа 'Школа 2000...' Математика

Курс математики 'Школа 2000...' является непрерывным курсом для дошкольников, начальной и средней школы, реализующим поэтапную преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Технология урока и система дидактических принципов, разработанные в программе 'Школа 2000...', помогают учителю организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей, а управленцам - провести экспертную оценку деятельности педагогов в соответствии с целевыми требованиями Закона РФ 'Об образовании' (1996г.).

Многолетние психолого-педагогические и медицинские исследования (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Пермь, Ярославль и др.) выявили:

1) эффективность предложенной технологии с точки зрения развития у детей мышления, речи, творческих и коммуникативных способностей, формирования умений деятельности, а также для глубокого и прочного усвоения ими знаний;

2) соответствие технологии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (лицензия ? 77.99.02.953.Т.000670.07.01 от 30.07.01).

Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне 'максимума'), а административный контроль его усвоения - на уровне стандарта ('минимума'). Это означает, с одной стороны, что не предполагается выполнение детьми всех заданий из учебника, так курс обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка, в том числе и для более подготовленных детей. С другой стороны, не предполагается повышения уровня административного контроля, так как это может привести к перегрузке детей и учителей.

Концепция курса математики 'Школа 2000...' позволяет использовать его, на основе разработанной технологии, с широким спектром курсов по другим учебным предметам (письмо Минобразования России от 27.06.01 ? 735/13-13). Одним из вариантов такого использования, широко апробированным в практике работы общеобразовательных школ, является образовательная программа 'Школа 2100'.

Образовательная программа 'Школа 2100' Обучение грамоте и русский язык

Обучение грамоте в 1 классе и русский язык в

1 -4 классах составляют непрерывный курс, созданный одним авторским коллективом (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) и реализованный в учебниках 'Моя любимая азбука', 'Русский язык -первые уроки', 'Русский язык' (2-4 классы).

Главной особенностью программы курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей средствами данных предметов, это содержательно-методические линии, на которых строится непрерывный курс:

- овладение грамотой и на ее базе - основами функциональной грамотности;

- овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);

- овладение орфографией и пунктуацией;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов;

- приобретение и систематизация знаний о языке;

- раскрытие воспитательного потенциала родного языка;

- развитие у детей чувства языка.

Работа по орфографии строится на базе понятий 'орфограмма', 'орфографическое правило' с опорой на опознавательные признаки орфограмм и условия их выбора и на сформированное умение видеть состав слова.

В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих, увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

В связи с тем, что курсы русского языка и чтения написаны одними и теми же авторами (книги для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой), в учебниках реализован единый подход в работе с текстом (формирование правильного типа читательской деятельности), в качестве дидактического материала в учебниках русского языка использованы фрагменты текстов из книг для чтения. Это дает детям возможность увидеть, что любой текст создан по законам языка.

Обучение чтению и начальной литературе

Курс обучения чтению и начальное литературное образование представляет собой систему литературного чтения: 1 класс - детская литература;

2 класс - фольклор, сказки, литературные сказки;

3 класс - литература детская и 'взрослая', рекомендации для детского чтения; 4 класс - систематический курс детской литературы от первых детских писателей до наших дней.

, Авторы пытаются сформировать интерес к чтению на основе самого чтения через интересные и возрастосообразные литературные тексты. Ряд произведений включен в законченных отрывках, что дало возможность расширить круг изучаемых авторов. При работе с учебниками по чтению 'Школа 2100' рекомендуется использовать технологию, формирующую правильный тип читательской деятельности.

Методический аппарат нацелен на поддержку личности каждого ребенка в классе, по характеру деятельностный и проблемный. В помощь учителю, работающему по этому комплекту, подготовлены справочники 'Детские писатели' (1 и 2 выпуски).

Окружающий мир

Главная задача курса 'Мир и человек' (Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Иванова Н.В.) -формирование элементарной целостной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. В век информации, начавшийся последние 20-30 лет, дети получают вместо непосредственного опыта жизни преимущественно опосредованный 'опыт чужой жизни из телевизора'. С одной стороны такие дети обладают высокой информированностью и употребляют в быту такие слова как 'энергия', 'атом', 'экология', 'Интернет', с другой - имеют неупорядоченные представления о самых простейших явлениях окружающего мира.

Единственный выход в этих условиях - расширение содержания начального естественнонаучного и обществоведческого содержания образования, с которым знакомятся школьники на уроках окружающего мира. Иначе все остальные слова своего лексикона дети будут узнавать на улице у своих сверстников, с экранов телевизоров в передачах для взрослых, создавая самостоятельно 'детские мифы'. Во всех этих случаях на самом важном этапе знакомства с миром (ведущий вид деятельности - учебная) в голове ребенка может сложиться не стройная система взглядов, а мозаика отдельных, не связанных друг с другом фактов, заблуждений.

Единственным инструментом, позволяющим соединить интересующее ребенка широкое содержание с обязательной для изучения системой знаний, служит важнейший принцип Образовательной программы 'Школа 2100' - 'принцип минимакса' (каждый ученик может усвоить максимум содержания, а должен усвоить минимум). Учебник имеет четкий двухуровневый характер. Благодаря этому важнейшие понятия курса (минимум) многократно используются и усваиваются, связывают содержание всех тем. Необязательные сведения (максимум) запоминаются лишь теми учениками, у которых возникают вопросы по этой теме. В этом одно из проявлений важнейшей черты Образовательной системы 'Школа 2000...' - 'Школа 2100' - личностно-ориентированного образования, проявляющегося в обязательном самостоятельном выборе заданий учениками.

Одна из черт современного общества - понимание важности экологических проблем для судеб человечества. Поэтому экологическое образование становится фундаментом курса 'Мир и человек'. Знакомство с фундаментальной причиной устойчивого существования природы - круговоротом веществ, позволяет научить жителей Земли гармоничному сосуществованию с природой.

Еще одна отличительная черта курса - серьезное и продолжительное знакомство с географической картой. Решение стоящих перед человечеством глобальных проблем требует средств, с помощью которых можно отобразить все разнообразие условий на Земле. Карта является наилучшим инструментом для этого.

Век информации ставит перед школой задачу формирования функционально грамотной личности, т.е. человека, который умеет учиться. Эта задача реализуется в курсе с помощью деятельностного подхода - традиционного инструмента Образовательной системы 'Школа 2000...' - 'Школа 2100'. Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного получения новых знаний, поиска ответов на возникающие у ребенка вопросы.

Комплект учебников 'Школа 2000...' - 'Школа 2100'

1 класс

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая азбука. Баласс

1а. Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Прописи ?. 1, 2,3,4,5. Баласс

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Первые уроки. Баласс

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Капельки солнца. Баласс

4. Петерсон Л.Г. Математика. Учебник-тетрадь. Ч. 1,2, 3. Баласс

5. Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. Учебник-тетрадь. Ч. 1,2, 3, 4. Баласс

2 класс

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Баласс

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. Ч. 1, 2. Баласс

3. Петерсон Л.Г. Математика. Учебник-тетрадь. Ч. 1,2, 3. Баласс

4. Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2. Баласс


Rambler's Top100