ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ

'НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА'

(под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

Н.Ф. ВИНОГРАДОВА,

директор Центра начального образования

Института общего среднего образования РАО,

д.п..н., профессор, член-корреспондент РАО


Ведущей идеей учебно-методического комплекта 'Начальная школа XXI века' является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

В учебно-методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

С этой точки зрения особенно важен адаптационный период, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса ('Грамота', 'Окружающий мир' и др.), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали реализацию функции 'мягкой' адаптации детей к новой деятельности. Методика обучения этим предметам строится на приоритетном использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы 'зачем я учусь', 'что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу', 'каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю', 'каковы мои успехи и что у меня не получается'). Исходя из этого, методика обучения построена на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. В содержании и структуре средство бучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика 'Проверь себя', задания 'Сравни свой ответ с текстом', 'Найди ошибки' и др.).

Обновление начальной школы означает переходе приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. В учебно-методическим комплекте 'Начальная школа XXI века' это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто 'зритель', 'слушатель', 'репродуктор', а 'исследователь'. Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника 'Выскажи предположение'), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания 'Выскажи свое мнение'). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику 'открыть' для себя и сознательно принять научное знание.

Обновление начальной школы означает усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается применением в методике обучения 'скрытых' образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в учебно-методическом комплекте впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по окружающему миру, особенно в 1 и 2 классах.

Комплект учебников 'Начальная школа XXI века' реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников 'Для тех, кто хорошо читает', 'Путешествие в прошлое', 'Этот удивительный мир' и др.). Это определило автор скую позицию в создании новых подходов к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях гетерогенного (разноуровневого) класса. Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на 'среднего' ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения. В учебно-методическом комплекте представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов.

Особое внимание авторы учебно-методического комплекта 'Начальная школа XXI века' уделяют созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку. на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения (рубрика 'Проверь себя', рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников).

Каждый предмет вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.

Направленность процесса обучения прежде всего на формирование у младших школьников важнейшего новообразования этого возрастного периода - умения учиться является основой интеграции двух традиционно разных учебных предметов: обучения грамоте (пение и письмо) и математики в единый курс 'Грамота' (первое полугодие первого года обучения). Дети учатся учиться и при этом овладевают знаниями в области родного языка и математики. Методика обучения грамоте исходит из возрастных особенностей шестилетних первоклассников и специально ориентирована на интенсивное развитие наглядно образного мышления с помощью построения и использования пространственных моделей, а также постепенный переход детей от игровой деятельности к ведущей деятельности младшего школьника - учебной. Именно этим объясняется длительный подготовительный период, обеспечивающий, в том числе, и мягкую адаптацию детей к школьному обучению. Важнейшим принципом построения курса 'Грамота' является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью заданий разного уровня сложности направленных на решение одних и тех же учебных задач, в том числе введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей. И обучение грамоте, и обучение математике в курсе 'Грамота' является органической частью непрерывного лингвистического и математического образования учащихся. Значительное место, которое занимает фонемный (звуковой) анализ, последовательность введения букв диктуются направленностью курса на формирование у младших школьников научного подхода к языку как к системе знаков, на введение детей в языковую теорию и решение различных лингвистических задач, обеспечивающих пропедевтику их будущей орфографической грамотности.

Новизна подходов к построению курса 'Русского языка' заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.

Курс 'Русский язык' состоит из трех безусловно взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: 'Как устроен наш язык' (знакомство с основными лингвистическими знаниями), 'Правописание' (формирование грамотного письма) и 'Развитие речи' (развитие речи учащихся). Эти блоки являются одновременно структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

Ведущей идеей 'Литературного слушания', являющегося частью курса 'Литературное чтение', является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с детальным "препарированием' текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения конструирование курса 'Литературное чтении' подчинялось приоритетной задаче - углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Исходя из этого, обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.

Обновление содержания курса 'Математики' шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Принципом реализации деятельностного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

Отличительная особенность конструирования курса 'Окружающий мир' - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради 'Учимся думать и фантазировать', 'Учимся познавать окружающий мир'.


Комплект учебников 'Начальная школа XXI века'

(под редакцией Н.Ф.Виноградовой)


1 класс

1. Журова Л.Е., Рудницкая В.Н. и др. Грамота. Вентана-Граф

1а. Безруких ММ. и др. Грамота. Рабочая тетрадь. Ч. 1, 2, 3. Вентана-Граф

2. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. и др. Чтение и письмо. Вентана-Граф

2а. Безруких М.М. и др. Письмо. Рабочая тетрадь. Ч. 1, 2, 3. Вентана-Граф

26. Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать. Рабочая тетрадь. Вентана-Граф

3. Рудницкая В.Н. Математика. Вентана-Граф

За. Рудницкая В.Н. Математика. Рабочая тетрадь. Ч. 1,2. Вентана-Граф

36. Кочурова Е.Э. Я учусь считать. Рабочая терадь. Вентана-Граф

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Вентана-Граф

4а. Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь. Вентана-Граф

5. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Вентана-Граф

5а. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Рабочая тетрадь. Вентана-Граф

6. Под ред. Симоненко В.Д. Технология. Вентана-Граф

6а. Под ред. Симоненко В.Д. В мастерской технологии. Рабочая тетрадь. Вентана-Граф

2 класс

1. Иванов С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык. Ч. 1,2. Вентана-Граф

1а. Кузнецова М.И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь по орфографии. Вентана-Граф

16. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь. Вентана-Граф

2. ЕфросининаЛ.А. Литературное чтение. Ч. 1,2. Вентана-Граф

2а. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Ч. 1,2. Вентана-Граф

3. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Вентана-Граф.

За. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. Ч. 1,2. Вентана-Граф

36. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой. Рабочая тетрадь. Вентана-Граф

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Вентана-Граф

4а. Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь. ? 1. Вентана-Граф

46. Гаврилива С.В. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь. ? 2. Вентана-Граф

5. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Вентана-Граф

5а. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Рабочая тетрадь. Вентана-Граф

6. ЛутцеваЕ.А. Под ред. Симоненко В.Д. Технология. Ступеньки к мастерству. Вентана-Граф

6а. Лутцева Е.А. Под ред. Симоненко В.Д. Учимся мастерству. Рабочая тетрадь. Вентана-Граф


Rambler's Top100