Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ

ПО СИСТЕМЕ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

А. Б. ВОРОНЦОВ,

председатель правления Международной ассоциации развивающее обучение, к.п.н.


Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников. Учебный предмет в данной образовательной системе строится с учетом ряда логико-психологических положений, разработанных В.В. Давыдовым.

1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

2. Знания, конституирующие учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

3. Учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

4. Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем и обратно.

Важной составляющей учебного предмета в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова является особенный метод его освоения. Таким методом является решение детьми системы учебных задач.

Русский язык. Неотъемлемая задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.

В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит в детей в теорию родного языка. В этом ее принципиальное отличие от традиционной программы обучению языку, в которой усвоение способов решения той или иной частной орфографической задачи представляет собой самодавлеющую и замкнутую в себе цель. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма, и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися ряда существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы построена на тех же психолого-педагогических основаниях, что и программа для трехлетней начальной школы. В то же время в ней имеется ряд содержательных изменений:

 более последовательно и полноценно представлена линия развития речи: систематизирована работа по анализу смысловой структуры высказывания и текста, что, по мнению авторов, является важнейшей предпосылкой развития письменной речи учащихся;

 устранен разрыв между содержанием курса русского языка и обязательного минимума содержания начального общего образования в разделе 'Русский язык': в программу 4 класса включены основные понятия синтаксиса;

 существенно сокращен обязательный теоретический материал и расширен материал факультативный, что дает учителю возможность более широкого варьирования содержания и темпа обучения в зависимости от уровня его учеников.

Все переработанные учебники (включая 'Букварь') выдержаны в едином педагогическом стиле, имеют схожую структуру, методический аппарат, преемственность персонажей, насыщены яркими литературными образцами. Каждый учебник сопровождается методическим комментарием с поурочным планированием.

Математика. Основным содержанием данного курса является формирование понятия действительного числа, которое является стержневым для всей школьной математики. Генетически исходным отношением, порождающим все виды действительного числа, является отношение величин, получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки). Натуральное число выступает исходной формой этого отношения, отражающей последовательное 'укладывание' мерки в измеряемой величине, а также другие виды действительного числа дети получают при решении одной и той же задачи построения величины равной заданной, меняются лишь условия этой задачи, что и определяет различия видов числа и способов его обозначения.

Такой подход к введению центрального математического понятия - понятия числа -обуславливает и принципиально другое построение программы - полное отсутствие концентров, характерных для традиционных программ начальной школы.

Особое место в курсе отведено текстовым задачам. Основной целью при их изучении является формирование рациональных способов анализа текстов, т.е. выделения математической структуры задачи (описываемых в тексте величин и связывающих их отношений) и ее моделирования с помощью специальных знаково-символических средств.

Литературное чтение. Литературное чтение ставит своей целью воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях. Основные задачи курса можно сформулировать следующим образом:

1) увидеть внутренний мир героев 'глазами автора';

2) выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими глазами - 'глазами читателя'.

Формирование литературного творчества младшего школьника - ведущая задача ('от маленького писателя к большому читателю'). Главная задача обучения первоклассников - пропедевтическая, т.е. подготовка детей к работе в позициях 'читателя' и 'автора'.

Формирование техники чтения выступает не как самоцель и не как средство развития понимания текста вообще (выделение главной мысли, членение текста на части, понимание отдельных слов и т.п.), а как средство эстетического развития школьников. Основная форма работы для 6-7-летних детей - ролевые и игры-драматизации.

Исходным теоретическим отношением является отношение 'автор - художественный текст - читатель', закон художественной содержательной формы.

Теоретические 'стержни' курса:

2 класс: понятия 'точка зрения', 'рассказчик-герой', 'точка зрения героя';

3-4 классы: освоение художественного текста как содержательной формы, открытие закона художественной формы на 'малых' и прикладных жанрах;

4 класс: понятие 'род литературы' (эпос, лирика, драма).

Первая линия - постановка учеников в авторскую и читательскую позиции, овладение средствами и способами работы в каждой.

Вторая линия - направлена на изучение произведений на историко-литературной основе (действие закона художественной формы в определенном, меняющемся со временем культурно-историческом обличий).

Коллективно-распределенная деятельность, согласно которой в реальном детском взаимодействии происходит освоение разных позиций, чередование, переход из одной в другую, постоянная смена которых обеспечивает их взаимовлияние.

Основные методические приемы, используемые в программе по литературному чтению:

- становление позиции 'читателя':

- акцентное вычитывание: при работе с лирическим стихотворением - вычитывание развития настроения лирического героя; при работе с эпическими и драматическими текстами - воссоздание картины мира, различение точек зрения автора, рассказчика и героев.

Этапы становления акцентного вычитывания:

1) коллективная классная работа;

2) индивидуальное письменное сочинение (переход в позицию 'автора-критика') в форме свободного читательского отзыва;

3) коллективное обсуждение индивидуальных литературно-критических сочинений (уроки-обсуждения);

- непосредственно-эмоциональное вслушивание направлено на развитие мотивационной сферы читателя-школьника. Форма урока 'праздник читательских удовольствий' - предваряющее выразительное чтение взрослого эталон чтения художественного текста;

- выразительное чтение самих детей - своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретации. Форма урока - конкурс чтецов;

- проверка домашнего чтения. Форма - письменный фронтальный опрос детей по прочитанному;

- становление позиции 'автора':

- наблюдение за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков. Этапы обучения наблюдению:

1) коллективный этюд:

2) индивидуальная письменная работа;

3)обсуждение детских сочинений: 'читатели-критики' оценивают работу 'авторов-художников';

- наблюдение за художественным текстом - вычитывание текста открывает детям то, как наблюдает за реальностью художник-профессионал;

- игра-драматизация - развитие художественного творчества детей;

- выпуск классных 'литературных журналов' - осознание смысла авторской работы;

- становление позиции 'публициста':

- умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность (выражение точки зрения рассказчика и героя);

- написание и обсуждение детских публицистических сочинений;

- работа в позиции 'теоретика':

- открытие закона художественной формы и способов создания художественного образа, которые служат средствами работы в авторской и читательской позициях.

Циклы уроков: от 'читателя' (чтение произведений того или иного жанра) к 'теоретику' ('открытие' структуры жанра), затем к 'автору' (сочинение своих произведений в этом жанре) и, наконец, к 'читателю-критику' (оценка результатов собственной авторской работы).

Особенности построения программы: вся программа (1-4 классы) построена по основным содержательным линиям:

- формирование представлений о литературе как искусстве слова (теоретический блок);

- практическое освоение работы в позиции 'читателя-критика' практическое освоение работы в позиции 'автора-художника';

- практическое освоение работы в позиции 'публициста';

- практическое освоение работы в позиции 'чтеца'.

Для реализации программы созданы учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя.

Окружающий мир. Основной задачей курса 'Окружающий мир' является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме того, решаются также следующие задачи:

- первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;

- ориентация ребенка в мире природных и социальных явлении;

- формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

- воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми. В основе построения программы лежит принцип отбора тем, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего формирования, знаний, умений и навыков. В процессе изучения окружающего мира развиваются общеучебные умения ребенка, такие как, способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и прочие, а также специальные умения: устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов.

Основой объединения знаний из двух областей (естествознания и обществознания) в курс 'Окружающий мир' является логика развертывания знаний по естествознанию, поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.

Данный курс основывается на следующих принципах. Естественнонаучное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получить факты и строить объяснительные модели.

В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

Основным методом обучения является решение детьми системы учебных задач. В курсе 'Окружающий мир' основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, способы измерения величин, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр. - позволяют конкретизировать понятие экспериментального метода.

Разделы по обществознанию дополняют блок знаний по естествознанию, раскрывая перед учащимися другие стороны окружающего мира. Вместе с тем, эти разделы органично вписаны в основную логику движения.

Курс 'Окружающий мир' полностью обеспечивает предложенный Министерством образования России обязательный минимум содержания начального образования по образовательному компоненту 'Окружающий мир'.

Комплект учебников по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

1 класс

1. Репкин В.В. и др. Букварь. Вита-Пресс 1а. Репкин В.В. и др. Букваренок. Вита-Пресс 16. Олисова Л.Г. Тетрадь к 'Букварю'. ?. 1, 2, 3. Вита-Пресс

2. Репкин В.В. и др. Русский язык. Вита-Пресс 2а. Старагина И.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Вита-Пресс

3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение. Оникс XXI век

За. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Тетрадь по литературному чтению. Оникс XXI век

4. Александрова Э.И. Математика. Вита-Пресс 4а. Александрова Э.И. Математика. Рабочая тетрадь. Ч. 1, 2, 3, 4. Вита-Пресс

5. Чудинова Е.В. и др. Окружающий мир. Вита-Пресс

2 класс

1. Репкин В.В. и др. Русский язык. Вита-Пресс 1а. Старагина И.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Вита-Пресс

2. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение. Оникс XXI век

2а. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Оникс XXI век

3. Александрова Э.И. Математика. Вита-Пресс За. Александрова Э.И. Математика. Рабочая тетрадь. Вита-Пресс

4. Чудинова Е.В. и до. Окружающий мир. Вита-Пресс


Rambler's Top100