СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.В. ЗАНКОВА
ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА
Р. Г. ЧУРАКОВА,
научный руководитель
федерального научно-методического
центра им. Л.В. Занкова, к.п.н., доцент
Дидактическая система, ведущая цель которой оптимальное общее развития каждого школьника, разрабатывалась в процессе многолетнего педагогического эксперимента Л.В. Занковым и его учениками. В 60-е годы прошлого столетия была сформулирована Концепция этого учения, включающая основную идею, принципы и типические свойства системы общего развития ребенка, которые и определяют особенности учебно-методического комплекта.
Общее развитие не подменяет понятие 'всестороннее развитие'. Речь идет об общем развитии психической деятельности, которое включает три линии развития психики ребенка - ум, волю, чувства, подчеркивая значимость таких сторон общего развития как нравственное и эстетическое. Развитие мыслительной деятельности предполагает классификацию предметов и понятий, анализ условий задач и заданий, формулировку выводов. Формирование обобщений ориентируется как на индуктивный, так и на дедуктивный путь в зависимости от характера раскрываемых знании. Знания, умения и навыки рассматриваются в Новой Дидактике как средство организации этого процесса.
При изучении общего психического развития особая роль отводилась и отводится изучению таких ее форм, как: анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление, практические действия.
Основные требования к содержанию, методам, организационным формам, результативности системы, т.е. ее дидактические принципы отвечают ее основной идеи: оптимального уровня общего развития каждого ребенка. Положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития, конкретизируется требованием - соблюдения меры трудности и звучит так: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Мера трудности определяется как необходимостью учета индивидуального подхода к общему развитию каждого ученика, так и базовым уровнем содержания начального образования, что в настоящий период соответствует требованию Минобразования России - сохранения единого образовательного пространства (приказ Минобразования России от 19.05.98 ? 1235). Ориентация на общее развитие всех детей требует согласования обязательного минимума с образовательной программой, рассчитанной и на развитие сильного и одаренного ученика (справка коллегии Минобразования России от 11.12.96 'О проблемах и перспективах развития начального образования' - 'Сохранение предметно-навыковой среды и достраивание ее необходимой развивающей средой'). Характер трудности в основном очерчен глубиной программного содержания и способом его усвоения, следовательно, неразрывно связан с другими, принципами - принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала. Последний принцип имеет не количественную, а качественную характеристику: не спешить, но и не топтаться на месте при закреплении Знаний. У детей не должно возникать впечатления, что они воспроизводят пройденное, так как 'знакомое' понятие рассматривается во взаимосвязи с другими и под другим углом зрения. Такая подача материала отвечает требованию осознания школьниками процесса учения.
Руководящая идея системы и ее дидактические принципы становятся достоянием каждодневной деятельности учителя и учения школьников благодаря хорошо разработанной методической системе обучения, которая рассматривается как единство, обладающее типическими для преподавания всех предметов свойствами. Это свойство многогранности, вариантности и свойство коллизий.
Реализация в учебном материале по разным предметам типических свойств методической системы в единстве с дидактическими принципами обеспечивает целостное развивающее воздействие на учащихся.
Учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний. Особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность подобных заданий с учетом нарастания сложности характера учебного материала.
Учебный материал направлен на формирование мыслительной деятельности: умений классифицировать предметы и понятия путем формирования соответствующих операций (группировки словесных и наглядных объектов по одному признаку, совмещение двух, трех признаков), формулировать выводы, проводить анализ условий задач и заданий. Формирование обобщений ориентируется как на индуктивный, так и на дедуктивный путь в зависимости от характера раскрываемых знаний
В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:
первый этап - система заданий поискового характера, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения - понятия, правила, действия (система заданий может быть сориентирована как на индуктивный, так и на дедуктивный путь познания в зависимости от характера раскрываемых знаний);
второй - сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебниках определениями, правилами, описаниями действий;
третий - применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления во взаимосвязи с ранее изученным.
Задачи первого адаптационного периода обучения детей по всем предметам - развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения: слуховые, зрительные, речевые органы, мышцы руки, пространственную, временную, количественную ориентацию, фонетический слух и т.д.
Русский язык. Освоение детьми образовательной области 'Русский (родной) язык' начинается с периода обучения грамоте. Комплект пособий состоит из 'Азбуки', 'Рабочих тетрадей по чтению', 'Тетрадей по письму'. Курс русский язык изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность. Основной метод познания - исследование соответствия (или несоответствия) выбранных языковых средств данной речевой ситуации (в устной или письменной форме). Тем самым при освоении нового материала активизируются объективно существующие языковые связи, их круг постепенно расширяется, происходит постоянный возврат к ранее изученному.
Задачи периода обучения грамоте: развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму; научить детей читать и писать; предоставить первичные знания о речи, языке, литературе.
Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. На первом, самом трудном этапе, введено опосредованное чтение рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, приобретается опыт перекодирования самых разных шрифтов, разгадываются ребусы, загадки, кроссворды.
Порядок изучения букв и их звуков, отбор слов учитывает трудности русского языка:
движение идет от наиболее слышимых к менее слышимым звукам речи, от коротких, простых по слоговому составу слов к более длинным словам с постепенным введением стечения согласных звуков. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открывать правила чтения; выводить правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.
Обучение в 1 классе русскому языку занимает особое положение. Учебник впервые знакомит школьников с основными категориями и явлениями языка, углубляя знания, полученные в период обучения грамоте: соотношение между звуком и буквой, словом и предложением, предложением и текстом. Вводятся сведения, относящиеся к синтаксису простого предложения. Работа над словом продолжается при наблюдении частей речи (имя существительное, прилагательное, глагол, предлог), корня слова и родственных слов, ознакомления с изобразительными средствами языка в области многозначности слова.
Литературное чтение. Особенностью четырехлетнего курса является то, что широкая картина мира литературы разворачивается перед школьниками последовательно: в 1 классе литература рассматривается как искусство слова; во 2 классе еще и как один из видов искусства в контексте других его видов, - таких, как живопись и музыка; в 3-4 классах - литература раскрывается перед школьниками еще и как явление художественной культуры.
Основной обучающий прием, с помощью которого школьники учатся постигать специфику художественного слова, - это сравнение (научного текста и художественного, авторского произведения и фольклорного, поэтического и прозаического и т.д.). Последовательно наращивается зона сравнительного анализа текстов, в которую со 2 класса включаются не только литературные, но и живописные произведения. Учебники 3 и 4 классов отличает особое структурное построение, помогающее школьнику освоить методику собственно литературного чтения: школьник, читая литературный текст, вынужден обращаться за дополнительной информацией к разным рубрикам учебника (к 'Комментариям', 'Консультантам', 'Исторической справке', 'Ленте времени', 'Картинной галерее'), выходить за рамки учебника, обращаясь к словарям и полным литературным текстам в хрестоматии.
Учебный комплект для 1-4 классов включает: учебники по литературному чтению, хрестоматии, методические комментарии для учителя, комплект из 20 слайдов произведений изобразительного искусства с методическим сопровождением.
Материал учебника 1 класса помогает младшим школьникам получить первые представления о разнице художественного и научного текста, прозаического и поэтического произведения, фольклора и авторской литературы. Учебник формирует у школьников навык осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами; формирует исследовательских интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников, создавая условия для порождения ими художественных приемов и образов.
Математика. В курс математики включены не только все основные вопросы базового содержания, но и вопросы расширяющие его. Например, изучая натуральный ряд чисел в пределах миллиона, школьники открывают для себя закономерность последовательности их расположения на числовом луче, знакомятся с понятием 'множество', для которого натуральные числа являются подмножествами (целые неотрицательные, дробные, целые, положительные и отрицательные числа), и приемом сравнения натуральных чисел с разным и одинаковым числом знаков и пр. Основной путь познания курса математики - индуктивный.
Учебник-тетрадь для 1 класса состоит из 4-х частей, где дети выполняют большую часть заданий. Воспитание положительного мотива к изучению курса достигается не только путем включения детей в игровую деятельность (дополни, восстанови рисунок, выбери похожее, найди лишнее, пройди через лабиринт), но и путем формированием активной личностной позиции к математическим явлениям (предлагаются задания, имеющие несколько решений, бесконечное множество решений, не имеющие решения и пр.).
Окружающий мир. Главное назначение интегрированного курса 'Мы и окружающий мир' - формирование у школьников целостной картины мира. В курсе раскрываются объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии. Цепь складывающихся здесь взаимосвязей прослеживается во всех классах. Особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. Первоначальные сведения о неживой природе служат базой для понимания процессов, происходящих на Земле, в результате которых возникала жизнь и живая природа. В свою очередь, знания о неживой и живой природе, то есть о природных особенностях окружающей человека среды, позволяют осознать закономерности развития истории человечества. В 1 классе картина мира дана в самом общем виде в соответствии с возрастными возможностями учащихся. В адаптационный период обучения, когда дети только учатся читать, учебный материала представлен рисунками, анализ которых выводит детей на содержательные обобщения на словесно-логическом уровне. В 1 классе дети знакомятся с особенностями природы Земли, получают первые представления об изменчивости мира, о человеке, как части природы, его месте и поведении в обществе, об условиях собственной безопасности.
Комплект учебников по системе Л.В. Занкова
1 класс
1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. Федоров 1а. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Тетрадь к 'Азбуке'. Ч. 1, 2, 3. Федоров
16. Андрианова Т. М., Остроумова А. В., Андрианова И.Л. Тетрадь по письму. 4.1,2, 3,4. Федоров
2. Полякова А.В. Русский язык. Просвещение
3. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Федоров
4. Аргинская И.И. и др. Математика. Учебник-тетрадь. Федоров
5. Дмитриева Н.Я. и др. Мы и окружающий мир. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2. Федоров
6. Цирулик Н.А. Умные руки. Учебник по трудовому воспитанию. Федоров
2 класс
1. Полякова А.В. Русский язык. Просвещение
2. Чуракова Н.А, Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 4,1,2. Федоров
3. Аргинсккая И.И., Ивановская Е.И. Математика. Федоров
За. Бененсон ЕЛ. и др. Математика. Рабочая тетрадь. Ч. 1,2, 3,4. Федоров
4. Дмитриева Н.Я. и др.: Мы и окружающий мир. Федоров
5. Цирулик Н.А., Преснякова Т.Н. Уроки творчества. Федоров
Copyright © 2002 - 2006 Региональный информационный центр учебного книгоиздания
Copyright © 2002-2006 Фирма 2К
|